Правила пользования маломерными судами в осенний период

С наступлением осени обстановка на воде сильно меняется и вместе с ней усложняются условия судовождения.

Раньше наступает темное время суток. Участившиеся ветра способствуют волнению. Часто выпадают осадки в виде дождя, мокрого снега. Понижение температуры приводит к образованию туманов на реках и озерах Вологодской области, а во время заморозков становится все более вероятно обледенение корпуса маломерных судов, что приводит к ухудшению их устойчивости и маневренности на воде, а так же риску поскользнуться и выпасть за борт в холодную воду. В таких случаях судоводителю приходится рассчитывать на собственный опыт и умение, а также на опыт из практики бывалых судоводителей и профессионалов.

Перед выходом в плавание судно необходимо укомплектовать спасательным инвентарем. Количество людей на маломерном судне не должно превышать пассажировместимость судна. Судоводителю и пассажирам судна необходимо находиться в спасательных жилетах. В целях безопасности судоводитель обязан соблюдать требования правил плавания на внутренних водных путях.

Необходимо особо отметить, что на суда, не подлежащие государственной регистрации распространяются те же законы природы, что и на суда, подлежащие регистрации. Как правило, первые обладают меньшими техническими характеристиками, по сравнению со вторыми. Ниже высота надводного борта, меньше пассажировместимость, длина судна, водоизмещение, не указаны и не соблюдаются нормы снабжения, так как не имеется судового билета. Но судоводителю необходимо помнить, что стихия остаётся стихией и всё указанное в настоящей статье по вопросам безопасности, относится ко всем судам и судоводителям без исключения.

Чтобы избежать аварийных ситуаций при плавании на маломерных судах в осенний период необходимо:

– время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток;

– при подготовке к плаванию ознакомиться по карте с предстоящим маршрутом движения, наличием возможных мест убежища и с прогнозом погоды, обратить внимание на силу и направление ветра и течения;

– во всех случаях следует двигаться с безопасной скоростью (безопасная скорость – это выбранная скорость для данных условий и обстоятельств, при которой судоводитель может своевременно оценить обстановку и принять необходимые меры для предотвращения аварийной ситуации);

– утренний туман над поверхностью воды очень опасен, из редкого резко переходит в густой до полного отсутствия видимости. Необходимо прекратить движение и переждать, пока он рассеется;

– проверьте запасы топлива и комплектацию оснащения вашего судна.

Перед выходом в плавание нужно:

– убедиться в наличии необходимых документов (удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета либо документов на право владения (распоряжения) судном). Документы лучше держать в непромокаемой упаковке;

– проверить исправность и наличие аварийно-спасательного оборудования и инвентаря, наличие и исправность спасательных жилетов. Надетый спасательный жилет – это не только спасательное средство в экстремальном случае, но и неплохая защита от холодного ветра;

– проверить аптечку (комплектность, срок годности) . Средства первой необходимости следует держать в непромокаемой упаковке;

– укомплектовать судно комплектом запасного тёплого белья;

– лично провести инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии;

- иметь небольшой запас питьевой воды и продуктов;

– категорически запрещено перевозить детей без сопровождения взрослых, причём судоводитель не является сопровождающим.

 

Государственный инспектор
ГИМС МЧС России
Ботин. В. С.