КАК ИЗМЕНИТСЯ ЖИЗНЬ ВОЛОГЖАН В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГАХ?

На апрельской сессии депутаты регионального парламента поддержали решение жителей и местных властей о преобразовании 20 районов Вологодчины в муниципальные округа.

3-1Существующие в них поселения будут упразднены, а депутатов муниципального уровня вновь станет избирать население. О том, как эти новшества могут сказаться на жизни территорий, рассказал заместитель губернатора области Евгений Богомазов.

-Евгений Артёмович, чем была вызвана необходимость очередной муниципальной реформы?

-Ни о какой реформе речи не идёт. Мы продолжаем жить и работать в рамках Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого ещё в октябре 2003 года. Закон предусматривает восемь видов муниципальных образований. В нашей области в настоящее время существуют четыре их вида: городской округ (это Вологда и Череповец), муниципальный район, городское поселение и сельское поселение.

Из-за объективных демографических причин доля сельского населения и в нашей стране, и в подавляющем большинстве других неуклонно снижается. Не обошли эти процессы и Вологодскую область. Есть поселения, в которых оставалось по 200-300 жителей, но в них тоже нужно было выбирать глав и местных депутатов. Всё это привело к необходимости укрупнять такие территории.

По существующему порядку такие инициативы обсуждались как на публичных слушаниях в районах, так и на заседаниях представительных органов в районах и поселениях. Всё это действительно проходило публично и гласно: жители и депутаты на местах сами решали, какой вариант им подходит больше всего.

-Если мне не изменяет память, то на Вологодчине это началось ещё в 2006 году.

-За 16 прошедших лет из 372 муниципальных образований в области осталось 206. Но отток сельских жителей продолжался, и мы пришли к ситуации с явным территориально-административным перекосом.

К примеру, в Кадуйском районе осталось четыре поселения. При этом в сельском поселении Семизерье проживает 9% населения района, а территория поселения - 60% площади всего района. А вот в Кадуе и Хохлове живёт 81% кадуйчан, а площадь территории - всего 3%. Подобная картина наблюдается и в других районах, причём не только в нашей области. Поэтому с 2019 года всё в том же 131-м Федеральном законе появилась ещё одна форма территориального устройства - муниципальный округ.

-То есть мы отнюдь не первые, кто внедряет подобный вид муниципалитетов?

-Далеко не первые. Только в Северо-Западном федеральном округе муниципальные округа созданы уже в Архангельской, Калининградской, Мурманской, Новгородской областях. Мы же изначально решили перенести обсуждение этого вопроса на конец 2021 года, чтобы внимательно изучить опыт уже прошедших по этому пути регионов-соседей.

Хотя ещё в 2019-м была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители Правительства области, депутаты ЗСО, главы муниципалитетов. Но мы сознательно не торопили события. Районы получили время, чтобы самостоятельно определиться: оставить ли всё по-старому или перейти на новую модель формирования органов власти на местах. После всех обсуждений за второй вариант стали ратовать 12 муниципалитетов.

-Но ведь сейчас их уже 20!

-В начале года стало известно, что в Государственную Думу поступил новый законопроект об общих принципах местного самоуправления в единой системе публичной власти. Тогда же состоялось заседание Ассоциации муниципальных образований области с участием депутатов ЗСО. Обсуждались возможные поправки в федеральный законопроект (а их от нашей области поступило около 40), и главное - переходить ли на муниципальные округа сейчас или дождаться окончательного принятия нового закона. Однако когда это произойдёт и в какой окончательной редакции - неизвестно. Поэтому районы снова получили свободу выбора. Но так как в новом законопроекте также прописана норма о создании муниципальных округов (то есть сейчас или потом этот вопрос вновь бы оказался на повестке дня), то 23 муниципалитета высказались за преобразования.

Изначально не рассматривали такую возможность только Никольский, Вашкинский и Кирилловский районы. Позднее инициативы глав ещё трёх районов - Череповецкого, Шекснинского и Вытегорского - не прошли необходимых публичных процедур.

-Главный довод противников преобразований - с ликвидацией поселений власть может отдалиться от народа.

-Категорически не согласен с этим. Хотя во время проведения публичных слушаний в районах жителей действительно интересовали два основных вопроса: сохранятся ли после упразднения поселений специалисты на местах, и если да, то смогут ли их занять не пришлые «варяги», а уже хорошо знакомые людям управленцы из поселений? И на оба этих вопроса звучали утвердительные ответы.

Вместо администраций поселений создаются территориальные органы администрации муниципального округа. Только возглавлять их будет уже не выбранный глава, а руководитель территориального органа, нанимаемый на работу по контракту. Сохранится и штат специалистов на местах. Понятно и то, что очередь из «варягов» с дипломами столичных университетов, согласных на переезд в сельскую местность, не выстроится: будут всё также работать свои, местные, уже хорошо известные жителям.

-А что произойдёт с поселенческими депутатами?

-В районах, преобразуемых в муниципальные округа, поселенческих депутатов не будет, только окружные. Жители получают прямой выход на представителей власти муниципальных округов, тем более что основные полномочия поселений в части образования, дорог, транспорта и так далее на подавляющей части территорий и так уже переданы районам. Изменится и порядок формирования муниципальных (ныне районных) Представительных Собраний. Теперь их депутатов снова станет избирать население.

Мы ожидаем, что это позволит сделать такие представительные органы более эффективными. Среди депутатов будет больше руководителей предприятий и организаций, не понаслышке знающих, что такое бюджет и как им распоряжаться.

-Главы муниципальных округов будут избираться или назначаться?

-Будут председатель представительного органа власти, который станет избираться из числа депутатов, и глава муниципального округа, возглавляющий администрацию. Такой глава избирается депутатами из числа кандидатур, прошедших конкурсный отбор. Всё это позволит завершить выстраивание публичной вертикали исполнительной власти. Но речь идёт именно об административно-хозяйственной вертикали, где от чёткого исполнения решений по всей длине управленческой цепочки зависит решение конкретных проблем территорий. Для представительной ветви власти принцип формирования остаётся прежним - через прямые выборы.

-Значит ли это, что институт сельских старост, органы территориального общественного самоуправления, общественные советы в муниципалитетах сохранятся, как сохранятся и права жителей на местный референдум, публичный сход, публичные слушания?

-Совершенно верно. Кстати, все эти нормы прописаны и в новом федеральном законопроекте (это на тот случай, если нам придётся приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным). Ещё раз подчеркну: меняется лишь принцип формирования органов власти на местах, но не жизнь самих территорий. Все общественные институты и социальная инфраструктура сохранятся, это же касается и проектов «Народного бюджета» - как уже принятых к финансированию, так и новых. Общественные советы и ТОСы в новых условиях получат возможность активизировать свою деятельность.

-В 20 районах, которые становятся муниципальными округами, предусмотрен переходный период?

-Да, он продлится с 1 июня до 31 декабря 2022 года. За это время будут утверждены штаты администраций муниципальных округов, сформированы их представительные органы, проведены необходимые юридические процедуры. Имущество, остающееся сейчас на балансе поселений, будет передаваться администрациям муниципальных округов. Но именно там, где образуются округа - в Вашкинском, Кирилловском, Никольском, Вытегорском, Череповецком и Шекснинском районах, - всё пока остаётся по-прежнему.

-В некоторых поселениях вновь стали распространяться слухи, что под видом образования муниципальных округов малые по численности населения районы типа Вашкинского или Междуреченского могут присоединить к своим более крупным соседям.

-Отвечу коротко: таких планов на данный момент нет, но важно понимать, что возможные инициативы в таких случаях идут от населения, и мнение самих жителей всегда будет решающим.

Владимир РОМАНОВ,
газета «Красный Север».


3-2

 

КОММЕНТАРИЙ:

3-3Глава района Александр Косёнков:

-19 апреля в ходе 9-й сессии Законодательного Собрания депутаты поддержали решение жителей и местных властей 20-ти районов по преобразованию районов в муниципальные округа.

Напомню, что наш район также находится в этом перечне. Мы возвращаемся к уже знакомой и более эффективной системе работы, преимуществами которой станет единый бюджет, уменьшение административных барьеров для жителей, консолидация административных и кадровых ресурсов.

Создание округа позволит сконцентрировать ресурсы для участия в региональных и федеральных программах, реализовывать социально значимые проекты не только в крупных, но и небольших поселениях, которые раньше не могли позволить себе «большую стройку». Не секрет, что при формировании депутатских органов в последние годы остро встаёт кадровая проблема, особенно на сельских территориях. Всё сложнее становится найти кандидатов и в главы. Создание муниципального округа позволит решить эту проблему, а кроме того, значительно сократит количество избирательных кампаний и бюджетные затраты на проведение выборов. При этом на территориях поселений останутся работать специалисты администрации, которые, как и прежде, будут выдавать населению справки, документы, решать те или иные организационные вопросы.

Одним словом для людей по факту ничего не изменится, вся власть остаётся на местах, меняется лишь способ её формирования - теперь этот вопрос будет курировать глава округа, который в свою очередь будет избираться депутатами Представительного Собрания на конкурсной основе.

Областной закон по созданию Чагодощенского муниципального округа вступит в силу с 1 июня 2022 года.

Со страницы ВК Александра Косёнкова.