ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРА

Сегодня Всемирный день защиты прав потребителей

Около 40% обращений потребителей в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора поступает в связи с продажей товаров ненадлежащего качества.

4-2Главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в г. Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах Павел Климшин напоминает чагодощенцам, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести его проверку. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения его недостатков продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе присутствовать при её проведении. В случае несогласия с результатами оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.

Согласно ст. 21 Закона в случае обнаружения недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан это сделать в течение семи дней, а при необходимости дополнительной проверки качества - в течение двадцати дней.

В соответствии со ст. 20 Закона в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трёхдневный срок безвозмездно предоставить ему на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счёт. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавлен Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодательство обязует продавца предоставить товар на период ремонта, а не дополнительной проверки качества товара.

Согласно ст. 22 Закона требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за него денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причинённых потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней.

За нарушение вышеуказанного срока продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона).

На практике, если потребитель в письменном виде не заявил своё требование, указанное в ст. 18 Закона, продавец настойчиво предлагает удобное для него решение (например, гарантийный ремонт).

Поэтому для урегулирования вопроса рекомендуем потребителям направлять письменную претензию в адрес продавца с предъявлением своих требований (о возврате денежных средств, взыскании неустойки, возмещении морального вреда, возмещении убытков и пр.).

В случае отказа удовлетворить требования потребителей в добровольном порядке, они вправе обратиться в суд, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» удовлетворение требований потребителей осуществляется исключительно судом в гражданско-правовом порядке.

 

При решении потребителя обратиться в суд консультацию и правовую поддержку можно получить в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора (г. Череповец, ул. Ломоносова, 42, каб. 315-317, тел. 5791-72). Здесь окажут помощь в виде дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, а также в составлении исковых заявлений и защите конкретного потребителя (группы потребителей).

Во вкладке «Справочник потребителя» (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/actual) в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей содержится актуальная информация, в т.ч. о примерных формах документах, судебной практике и прочее.

4-3

Юлия КИСЕЛЁВА.
Фото из открытых источников.