В ТИШИНЕ МУЗЕЙНЫХ ЗАЛОВ

Чагодощенскому музею истории и народной культуры - 30 лет

В коллективе учреждения сейчас трудятся 14 человек, опытных, творческих и любящих свою работу людей, которые организуют, продумывают до мелочей и проводят интересные, познавательные мероприятия. Возглавляет музей с декабря 2004 года Людмила Питалина.

ЗАДЕЛ НА УРОЖАЙ

Колхоз «Анишино» выполнил план по посевной почти на половину

Несмотря на погодные условия, которые сложились на длинных майских выходных и не дали вести посевную в обычном темпе, аграрии работу по севу продолжают, преодолевая трудности.

ЗАДЕЛ НА УРОЖАЙ

Колхоз «Анишино» выполнил план по посевной почти на половину

Несмотря на погодные условия, которые сложились на длинных майских выходных и не дали вести посевную в обычном темпе, аграрии работу по севу продолжают, преодолевая трудности.

ИЩУТ ИНВЕСТОРА

Сотрудники Сазоновского хлебозавода получили уведомления о ликвидации организации

Новость о закрытии Сазоновского хлебозавода – одного из старейших предприятий нашего округа, возмутила чагодощенцев.

«ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ КАНИКУЛЫ!»

В 2024 году в Чагодощенском округе организованно отдохнут 638 детей

Совсем немного дней осталось до окончания очередного учебного года.

СЕРЕБРО НА МАРШРУТЕ ВЫЖИВАНИЯ

Сазоновские спортивные туристы стали призёрами областного этапа Всероссийских соревнований «Школа безопасности 2024»

Сазоновские спортивные туристы - участники областного этапа Всероссийских соревнований «Школа безопасности 2024», которые проходили с 10 по 15 мая в Верховажском округе.

СЕРЕБРО НА МАРШРУТЕ ВЫЖИВАНИЯ

Сазоновские спортивные туристы стали призёрами областного этапа Всероссийских соревнований «Школа безопасности 2024»

Сазоновские спортивные туристы - участники областного этапа Всероссийских соревнований «Школа безопасности 2024», которые проходили с 10 по 15 мая в Верховажском округе.

ДУШОЙ ИСПОЛНЕННЫЙ ПОЛЁТ

В Чагодощенском ДК состоялся праздник танца

«МЫ, НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ, СЛАВУ РОДИНЫ ХРАНИМ!»

В Чагодощенском ДК 7 мая состоялось театрализованное представление «Мы, наследники Победы, славу Родины храним!», посвящённое 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

svo10424

ЛЁВА-ЛЁНЮШКА

Мужики! Которые пьют, блудят, курят, матерятся. Которые хотели бы освободиться от этих страстей, но не знают путей к освобождению.

6

Я хочу подсказать вам самый верный путь. Мы – одного поля ягода, и потому приглашаю вас в свою деревню к праздничному столу, чтобы угоститься, чем Бог послал, да принять участие в общем разговоре на интересующую нас тему. И чтобы никто из вас не сказал мне, что я всё сочинил или что-то приврал. Всё это правда, увиденная мной, услышанная, прочувствованная и запечатлённая.

Тех же, кто обуреваем вышеперечисленными страстями и не считает их за грех, прошу не беспокоиться. Их час, похоже, ещё не пришёл.

Помню, как сейчас: встреча старого Нового года – дополнительный русский праздник, полулегальный, интимный и потому особенно дорогой сердцу. Мы собрались у моих соседей, Николая и Марьи Ефимовых. Стол ломится от деревенских закусок: серые щи со свининой, испускающие в потолок пар, - то ли потолок колышется, то ли это голова от запахов кружится, - рядом тушёная картошка с мясом – не меньший соблазн, многоглазая яичница на большой сковороде, нарезанное сало с обильной пыльцой красного перца, не говорю уж о солёных груздях-лапоточках в ожерельцах лука, о бордовобелом чуде пареной брусники со сметаной, о многом другом, менее значительном для русского брюха… Всего не только вдоволь, но с преизбытком. Во главе стола - одинокая бутылка «Пшеничной», препорции ради, основное-то в литровой банке наполовину – «своя». Её Марья выносит из кухни в самый необходимый момент.

Николай, хозяин, возглашает тост, все возбуждённо чокаются. Средь нас, чёрного воронья, одна белая ворона. Это Леонид, Лёня. У него в руке стакан с клюквенным морсом. Рядом – нетронутая стопка с водкой.

-Не выпиваешь? – спрашиваю удивлённо, зная его биографию.

-Да, - отвечает. – Два года.

Николай подтвердил:

-Он теперя и не матюгается, и не курит, и баб не шшупает. Совсем святой. Как божинька.

-Насчёт святости не соглашусь – грехов всё прибывает. А всё другое – верно.

-Как это случилось? Расскажи, если не секрет.

-Секрет, когда кодируются или Кашпировскому молятся. А тут – по воле Божией.

-Так уж и Божья воля, - возразила Марья. – Да сказал сам себе: нет! – вот и всё. Где это видано, чтоб на тракторе на веранду въезжать?! Али колом трактор охаживать, прям по радиатору?! Трактор-то чем виноват? И не говори – застыдился в конце-то концов. Ну и сам себя в руки взял.

-Когда сам себя в руки брал, тогда не получалось. Подержусь – сорвусь. Поднимусь – опять упаду, глубже прежнего. А вот когда сказал: «Господи! Нету сил у меня, немощного. Помоги, наставь!» - тогда и преобразилось. Господь услышал.

-А с чего началось?

-Приезжает из Москвы художник Миша Надышнев к нам на дачу. Сидим – выпиваем, полдеревни за столом. Ну, и матюжищ полна горница. А я по этому делу - в передовиках. Миша не выдержал и говорит: «Как ты смеешь Матерь Божию хулить?!» Я хоть и пьяней вина, но услышал. Будто меня кто по башке огрел. Потом он мне гранатный стакан налил и образок подарил. Святой Вонифатий, говорит, бывший алкоголик, а теперь святой. От пьянства, говорит, лечит, кто ему молится.

Пришёл я домой, в дым, в хлам, то ли от вина, то ли от потрясения. Иконку в передний угол поставил и – бух на колени. Да что же, думаю, за жизнь такая, разве она мне на пьянь дадена? Смотрю на иконку, слёзы из глаз, молюсь, как могу, как никогда не молился. А я никогда и не молился.

К образу обращаюсь, перед ним плачу и его прошу, а как звать – забыл. Так без имени и обращался…

На другой день мужики зерно налево толкнули. Ясно – выпивка будет. Водка появилась. Смотрят, из чего пить, на всех ли посуды хватит. Мне, говорю, не надо, я не буду.

-Чего? Перепил вчера, что и похмелка не лезет?

-Я, говорю, бросил.

-Ну, бросил так бросил, разливай тогда.

-Я разливаю, они пьют, а меня и не тянет - странное дело. Два года уж никакого волненья. Вот стопка рядом стоит, а мне – что есть, что нету – всё равно.

-Ну, тут видно, - подтвердил Николай Ефимов. – Не куришь – тоже верим. А вот матюги! Вчера с тобой телегу чинили, болт не шёл – ты ведь матился.

-Ёлки-то зелёны! Так это разве по-матерну? Это не ругательство. Такого тоже два года в заводе нету. Но с этим было потрудней. Матюги ушли, а слов не осталось. Как немой первое время.

Вера преображает простые сердца. Я радостно не узнаю Лёню. Я его плохо знал, видел только мельком и всегда замазученного, неприбранного, стесняющегося перед городским до краски на рыжем от веснушек лице, как представлялось, конченого тракториста из колхоза «Путь к коммунизму». Одно время он рванулся было к ложно понимаемой культуре и поправлял всех, кто называл его по имени:

-Не Лёня, а Лёва!

Деревня медленно и тупо откликнулась на его требование.

Так его и стали звать, правда, вкладывая смысл не имени, а прозвища.

Теперь это отвалилось, как короста. Снова: Лёня, Лёнюшка.

В этот приезд я увидел его первый раз в церкви, впервые близко, в рождественскую ночь. Он истово молился и отвешивал поясные поклоны, стоял на коленях под епитрахилью, долго шептал свои грехи. Но видел я его в основном со спины или чуть сбоку. Глаза его были устремлены на иконостас. Он представился мне не слишком высоко: деревенский неофит, чуть юродивый, чуть простофиля. Но такой всегда в любом храме найдётся, без такого храм не стоит, без него небрежные прихожане не крестятся, не кланяются – нет примера и учителя внешнего благочестия.

Тут, за столом, я себе и зарок дал: не выноси приговор человеку. Кто ты такой?! «Ин суд человеческий, ин суд Божий». Невольно вспомнишь апостола Павла, его преображение: из гонителя Христа - в апостола Христова, из Савла - в Павла.

-А потом мне голос был, - продолжил Лёня. – Поезжай, дескать, во Внуто к старцу архимандриту Иосифу.

Меня как ветром сняло. Там я исповедовался впервые в жизни, причастился. Батюшка Иосиф оставляет меня у себя на три дня, а мне домой позарез надо, уборочная. Нет, говорит, оставайся. Остался, тут и дело нашлось: дрова в поленницы складывать. А душу гложет: домой надо! И что за напасть? Сложу поленницу, она и рухнет. Сложу – опять грохот вниз. Будто я первый раз в жизни дрова окладываю. А это мне, как батюшка подсказал, урок был: «Без Бога не можете творити ничесоже». Стал я молитвы шептать – поленницы пошли как литые.

На прощанье отец Иосиф опять меня поисповедовал, причастил и сказал мне такие слова, которые ввек не забуду: «На тебе, Лёнюшка, великая благодать Божия пребывает. Это самое дорогое богатство. Не растранжирь, сбереги, потому как только его в Царство Небесное возьмёшь».

Это мне-то, пьянице и матюжнику вчерашнему, такие слова?!

-Были ещё встречи с отцом Иосифом?

-Нет. Только на могилку к нему ездил. А потом он мне приснился.

Встаёт из гроба и говорит: «Лёнюшка! Как я рад! Как живёшь, Лёнюшка?»

-Да вот, говорю, жениться хочу.

-Так женись, коли так. Только на православной. И помни: быть женату – быть обуту в ботинки с одним шнурком.

-Ох, и попало тебе за прогулы, - предположила Марья.

-Что удивительно – даже не упрекнули, будто не заметили моего отсутствия. Теперь-то я знаю, что это батюшкина молитва им глаза отвела.

Подняли стопки за Лёню и вообще за преображение человека. Марья растроганно, до дна, Николай – тоже до дна, но несколько иронично. Говорили потом, что надо по праздникам и воскресеньям заказывать автобус, чтобы отвозил в церковь. «Восемь килОметров, дак…»

Новое качество деревенских застолиц, мерцание нового качества.

С Леонидом невозможно было не подружиться. Несмотря на разницу в социальном статусе и возрасте (он на десяток лет младше меня), я радостно и без какой-либо ревности признал его духовное старшинство.

-Вот, - говорю ему, - какой у меня сегодня унылый день, пустой, без высокой минуты.

-А почему унылый?

-Да нагрешили вчера с Николаем, почти до разрыва, а сегодня чищу себя на все корки.

-Так это и есть высокий день, ёлки зелёны! День покаяния – радуйся. А что «высокие минуты», так они самые низкие – от лукавого.

Всё наоборот - и всё верно!

Он же, во время майской метели:

-Как я рад этому снегу!

-Ты только на деревне не скажи – разорвут.

-Да я радуюсь сам в себе.

-Хлебороб! Чему радуешься? Голод будет.

-Да как же не радоваться, если это по воле Господа?! Работаем по воскресеньям, не во времени, - назидает за это, наказывает. А мы – ропщем! На кого! На Господа, на волю Его! Надо благодарить и радоваться.

Юродивый? - Мудрец! Что там - шелуха моей дачной прагмы?! Картошка не посажена – эх-ма!..

Готов ли он к монастырю? Возможно ли монашество в миру? Можно ли спастись? Или нельзя по грехам нашим? Не злоупотребить бы при собственном бездействии надеждой на Господа. Как вразумить людей?

Всё это его живо и глубоко занимает, и на большую часть вопросов жизнь отрицательно мотает головой. А душа жаждет жить не в стихии греха, в отличие от однодеревенцев, в том числе и меня, но в гармонии, где ответ положительный, жизнь же с этой его высоты кажется плоской, как земля, и сам он колотится между землёй и небом и никак не может примирить дольнее с горним…

Лёня женился на прихожанке нашего храма. Это была первая церковная свадьба после семидесяти лет перерыва. С венчанием, благословением иконами, с пением «Многая лета…» Я был дружкой жениха, моя одноклассница Люся Гордеева – свидетель со стороны невесты.

По ходу дела вплёлся и языческий элемент. Как же без него?! – гуляла вся деревня в клубе над Криночкой, глубокой круглой заводью реки Кабожа. У Марьи Ефимовой распухли ноги от пляски, у кого-то голос сел от частушек, мужикам и на третий день понадобилось продолжение. Ну да в жизни раз бывает… не монастырь, так женитьба.

Алексей ИВАНОВ-ОГАРЫШ,
д. Сухолжино - п.Чагода.

 


voen-sluzh-kontr-banner

gu dom 240-400

16052024

dostizheniya

КАК БЫТЬ,
ЕСЛИ УКУСИЛА ЗМЕЯ?

ukus-zme

vakts

ISKRA vk

Iskra chag vkt

literaturnaya

tix

zdrav

udachi2

do16-ti

serye schy

hram

samoz1m

pat sist VO