КРАСНЫЕ РОЗАНЫ С БЕЛЫМИ БЛИКАМИ...
Художник росписи по дереву Лилия Гришина занимается любимым делом более 20 лет
На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX-начале XX вв.
Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения своё представление о красоте и гармонии природного мира.
Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость.
В каждой местности сложились свои приёмы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи. Различают Глубоковскую роспись (северо-восточная окраина Вологодчины, а ныне это Вельский район Архангельской области), Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Во- логодской области, пограничной с Ярославской областью, Шекснинская золочёнка, Кичменгско-Городецкая, Уфтюжская, Верховажская роспись...
В Чагодощенском музее истории и народной культуры работает методист Лилия Гришина, художник росписи по дереву. Здесь она занимается любимым ремеслом - её душе близки и любимы Вологодские росписи. Она расписывает сувенирную продукцию, которую музей реализует на различных культурных мероприятиях.
-Основным элементом Вологодских росписей являются розаны – где-то они с разживкой, где-то без неё и даже без бликов. Штрихи разживки наносятся тонкой кисточкой, в основном краской чёрного и белого цветов, объединяя рисунок в цельную композицию, - объясняет художник.
Лилия также поведала, что Вологодская роспись имеет много видов – Грязовецкая, Шекснинская, Кичгородец- кая… Грязовецкой росписи, к примеру, присущи такие элементы, как единорог и лев.
Были найдены предметы с росписью и в нашем районе, в частности в д. Мегрино – ушат и киот для иконы. На этих предметах на белом фоне в основном изображены красные розаны, но с белыми бликами, кое-где присутствовал голубой цвет.
В музее Лилия Владимировна работает более 20 лет. Она постоянно повышает своё профессиональное мастерство – просматривает мастер-классы, участвует в районных конкурсах и выставках, недавно по направлению отдела культуры администрации района ездила в Вологду на мастер-класс по росписи.
Живя много лет в Чагоде, художница не осталась равнодушной к нуждам храма преподобномученика Евфросина Синозерского - помогла завершить оформление нижней части иконостаса, написав его недостающие части. А её мама, Галина Александровна, написала иконы – вставки, которые расположены над Царскими Вратами.
У Лилии Гришиной в данное время нет учеников, но она готова с радостью передавать секреты своего мастерства:
-Роспись – это ремесло, ему может научиться каждый желающий, здесь не обязательны какие-то художественные таланты. Главное – это желание и усидчивость. Мы приглашаем желающих в музей на мастерклассы «Музейный чердачок» со вторника по четверг.
Татьяна ГУЗЕНКО,
Виктория ИЛЬИНА.
Фото Татьяны Гузенко.