ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ

Рассказ

Андрей Попов, студент первого курса филфака, неспешно шагал в общежитие из областной библиотеки, с наслаждением вдыхая прохладный воздух после достаточно длительного пребывания в душноватом помещении.

6Готовиться к занятиям именно в библиотеке стало для него весьма продуктивным и полезным (легко найти нужную информацию и не мешает атмосфера общежитского братства). Сегодня он припозднился, просидел вплоть до закрытия, пока нетерпеливая техничка по залу, бросая недвусмысленный взгляд на последнего «сидельца», не выпроводила его, дождавшись контрольного звонка на окончание работы учреждения.

А студент был довольнёхонек: отлично подготовился к завтрашнему семинару. Бывало, будучи не готовым, попадал впросак на занятиях, стыдливо выслушивая упрёки. Да, не дай бог, попадёшь на язычок строгому профессору Альберту Васильевичу, сухопарому, с белыми, словно вата, клочками волос на голове:

- Ну, так что ж, молодой человек, позвольте полюбопытствовать, какие сверхважные дела довлели над вами накануне? Ах, да, понимаю, семья и семеро по лавкам,- саркастически подзуживал преподаватель. Ну, просто жуть!

...Над тихим октябрьским вечером уже давно нависли сумерки. А на улице, освещаемой тусклыми фонарями, и днём-то людей маловато, а в вечернее время случались редкие прохожие. Вот и в данный момент шагах в десяти от Андрея оказалась невысокая женщина в сером плаще и вязаном белом берете. Неожиданно она сдавленно вскрикнула, совершив зигзагообразный пируэт, и ускорила темп движения. Поравнявшись с местом, вызвавшим испуг женщины, студент обнаружил барахтающегося на обочине странного субъекта, пытающегося встать на ноги и что-то лепечущего себе под нос.

«Вот пьянь, насосался до чёртиков!» - с чувством брезгливого отношения подумал Андрей, стремясь побыстрее уйти от неприятного зрелища. Порядком насмотрелся на такую публику в родном посёлке. Вот только удивительно для него, что вполне здравые в быту мужики, заглядывая в бутылку, сами доводили себя до скотского состояния. Одутловатыми физиономиями, с налитыми кровью глазами, текущими слюнями, вызывали тошнотворное отвращение у людей. И как же прикажете к ним относиться иначе? Жалеть что ли?

Вдруг пропитуха с нотками мольбы неожиданно обратился к уходившему Андрею:

-Парень, постой, помоги подняться. Пожалуйста, доведи до дома, здесь недалеко.

Студент приостановился. Что же заставило его это сделать? Речь этого незнакомца. Совсем не похожа она на присущий трёп наголимого пьяницы уровня: «Ты меня уважаешь?» Голос-то про- звучал вполне трезво, здраво, отчётливо. «Может, больной? - подумал Андрей. – Тогда следует разобраться».

От вставшего на ноги с помощью студента и впрямь слегка попахивало спиртным, но назвать его пьяным было невозможно. Незнакомец, опираясь на руку парня, заговорил:

-Ты не бойся, я не пьянь какая-то. Да, слегка выпито. Работаю токарем на Дормаше. Сегодня была получка, ну, ребята насели, как клещи, никак не отбиться, затащили отметить после работы. А мне-то пить совсем нельзя. Обнаружили врачи в организме странную болезнь. Стоит только выпить, тут же появляется проклятая слабость. Всё тело, будто паук заплетает, руки, ноги ватные. Дёрнул меня чёрт выпить сто грамм. Веришь ли, бреду уже от работы два часа. Дома уж, поди, все изнервничались. Ребятишкам вот гостинцы несу, - показал на холщовую сумку. – Где присяду, где прилягу, людей стыдно. Будь другом, доведи. Уже недалеко, сразу за мостом. Меня Василием зовут.

-Андрей, - представился студент, сочувственно глядя на бедолагу в помятой рабочей одежде, с открытым лицом, извиняющейся полуулыбкой на тонких губах.

Подхватил Василия за пояс, а тот обнял его за шею, благо роста одинакового. Двинулась братская парочка к месту назначения. Вот уже показались и очертания моста. В этот момент наших пилигримов обогнал милицейский «козлик», остановился, лязгнув тормозами. Вышли двое. Милиционер с офицерскими погонами представился:

-Старший лейтенант Смирнов. Кто вы такие граждане и куда направляетесь? Похоже, вы в нетрезвом виде, нарушаете общественный порядок.

Андрею чего бояться – трезв, как стёклышко. А вот от напарника попахивало спиртным.

-Прошу проследовать с нами до выяснения в медучреждение, - огорошил старлей.

Сбивчивые попытки Василия объясниться и уверить, что он вполне нормален, были проигнорированы стражами порядка. Студент тоже со своей стороны обращал внимание милиционеров на то, что виной всему болезненный организм попутчика. Да и сам вид Василия никак не похож на пьяного в хлам забулдыгу. Ручался, просил войти в положение и довести до дома ему не составляет никакого труда. Ревнители порядка спокойно всё это выслушали. Надо отметить, вели себя достаточно вежливо, не повышая голоса, но настойчиво попросили проследовать в машину. Что оставалось делать нашим героям? Будешь как-то сопротивляться – выйдет себе дороже. Поместились на задних сиденьях, поехали. Василий сразу смекнул, что вместо уютной домашней кровати ждёт его неминуемо ночлег на казённой железной койке вытрезвителя. Просто позорище! Поэтому заблаговременно предпринял определённые меры: шепнул Андрею домашний адрес, попросив известить жену о случившемся, тишком передал ему оставшуюся получку и сумку с гостинцами.

...В сугубо строгой обстановке районного вытрезвителя друзей по несчастью тотчас разлучили. Василия увели в другой кабинет снимать показания и, вероятно, производить соответствующие при этом процедуры. А абсолютно трезвый студент в кабинете начальника спецзаведения был допрошен в качестве свидетеля. Попросив расписаться в протоколе, начальник по- обещал Андрею доставить его до общежития. Надо сказать, что парень сделал ещё одну попытку оправдать Василия и всё-таки того отпустить. Но тщетно. Студент вместе с давешним лейтенантом Смирновым направился к выходу. За деревянным барьером дежурный милиционер окликнул коллегу, заговорил, хохотнув:

- Ну, что, старлей, добил или нет ещё план месячного выполнения?

Лейтенант изобразил зверскую мину на лице, прижал палец к губам, давая понять непутёвому коллеге: «Молчи, дуралей, здесь посторонний». Но куда же денешь в этот момент знаменитое изречение: «Имеющий уши да слышит»? Правда, находившийся всё ещё в ступоре, Андрей, грубо выражаясь, пока и не врубался в эту реплику и последовавшую реакцию лейтенанта. Винил себя, что не смог помочь молодому мужчине. Обидно и жалко за него, по сути невинного страдальца. Ну, да, был запашок, формально к нему и придрались. Именно, формально: «Ведь могли же, чёрт побери, пойти навстречу, трезво, как это ни парадоксально звучит, оценить ситуацию!»

В машине, «любезно» довозившей его до общежития, студент отрешился от всего. Возникла острая неприязнь к сопровождавшему его старлею. Тот пытался вызвать парня на разговор, но Андрей не проронил ни слова за весь недолгий путь, досадуя на уступчивость: «Дурак, надо было отказаться от услуги. Ничего, дошёл бы пешком».

Лишь перед конечным пунктом выдавил из себя:

- Высадите меня здесь.

Оказалось, дом его незадачливого собрата и общежитие находятся совсем недалеко. Студент не мешкая, но испытывая волнение, направился в квартиру Василия отнюдь не с радостным извещением.

На звонок среагировали моментально (а стоит ли удивляться?). Парня встретил с долей досадливого недоумения взгляд молодой женщины, среднего роста, достаточно миловидной, кареглазой в надетом домашнем халате и фартуке. Понятно её разочарование: вместо ожидавшего мужа за дверью стоял совершено незнакомый парень. Потому недоумение на лице сменилось тревожным выражением и предчувствием чего-то недоброго. Тем более настороженный взгляд её узнал знакомую сумку в руках Андрея. Студент первым делом успокоил женщину, сообщив, что с мужем всё в порядке (жив, здоров), но произошла с ним неприятная история. Женщина, заметно волнуясь, пригласила гостя в квартиру. Расположились на кухне, небольшой, стандартной, присущей, впрочем, для всех пятиэтажек, именуемых в народе «хрущёвками». Маленький деревянный стол с клетчатой клеёнкой-скатертью, привычно дребезжащий холодильник, газовая плита с двумя комфорками, немногочисленные полочки, шкафчик, раковина. Всё просто и незатейливо. Два горшочка с цветами на подоконнике и ситцевые занавески на окне в какой-то мере скрашивали незатейливый интерьер.

На кухню заглянула девочка лет девяти, несомненно, ждавшая отца, но, обнаружив незнакомца, разочарованно ретировалась в другую комнату. Зато въехавший на трёхколёсном велосипеде мальчонка лет четырёх, ни капли не смущаясь, устроился возле матери и доверчивыми глазёнками с любопытством смотрел на чужого дядю. Молча, с глубокой печалью выслушала молодая женщина рассказ гостя, время от времени поднося к глазам кончик кухонного фартука. Остывал на плите давно приготовленный ужин для родного кормильца.

-Ему же никак нельзя выпивать, ну вот даже ни граммулечки из-за болезни проклятой, - сквозь выступавшие слёзы проговорила с надрывом жена Василия. Теперь вот на работе ославят моего Васю. А он ведь не пьяница и не буян.

Андрей вручил женщине деньги, сумку с подарками для детей. На этом его скорбная миссия была завершена. Что ещё оставалось? Говорить какие-то банальные успокоительные слова? Но могли ли они принести какоето утешение жене Василия?

По дороге в общежитие, переваривая события этого злополучного вечера, именно теперь высветился в его сознании смысл скоротечного разговора милиционеров на выходе из медвытрезвителя. Мозг включился, прочно зацепившись на ключевом слове «план».

«Вот, оказывается, в чём дело! Но разве может так быть? – смятенно проворачивал парень эти мысли в голове. Да, он ещё достаточно молодой, не освоивший жизнь в разных проявлениях, но грамотный, достаточно образованный для того, чтобы чётко разделять границу между плохим и хорошим, добром и злом. К тому же этому способствовало воспитанное с детства чувство справедливости. В самом слове «план» не находится ничего негативного, наоборот, сплошь и рядом по радио, телевидению оно достаточно часто звучит и исключительно в положительном смысле. Вспоминались Андрею передовицы из газет, из телепередач: «Шахтёры города К... выполнили план по добыче угля». «Колхозники С... области реализовали досрочно план по сдаче молочной продукции». А сегодня довелось ему узнать новую интерпретацию этого слова.

«Что же получается, оказывается существует план по задержанию?» - огорошенно размышлял студент.

Совершенно правильно, необходимо изолировать пьяниц, шатающихся по улицам, нарушающих общественный порядок. И подавляющее большинство стражей порядка действует в соответствии с законом. Но в жизни происходит столько неожиданностей, в ней полно разных тонкостей и нюансов. А в этом отдельно взятом случае должно бы было всё разрешиться по-другому, по-человечески.

 

Анатолий КИСЕЛЁВ
п. Сазоново