«НАСТРОЙ ОДИН - ЖИТЬ ДАЛЬШЕ!»

Мария Петровна Бутина - чагодская долгожительница

Мария Петровна проживает в микрорайоне Дачный. Ей 93 года.

7Родилась женщина 17 сентября 1928 года на хуторе близ д. Пустынь. Затем семья переехала жить в саму деревню. Мать и отец Марии работали в колхозе разнорабочими. Кроме неё в семье было ещё четверо детей.

-Образования у меня всего четыре класса, - рассказывает наша героиня. - Ближайшая школа находилась в д. Мегрино, сначала добираться было не удобно, а потом началась война. Учиться не у кого, многие на фронт ушли, а нам, ученикам, стало некогда - работали наравне со взрослыми.

Никакой работы не чурались, брались за всё. Отца забрали на фронт сразу же, старшая сестра ушла сама добровольцем, рыла окопы. Деревня опустела, многие ушли на войну, кто вернулся, а кто и навсегда... Время голодное было, но выжили. Учёба давалась мне легко, работать в колхозе было некому, поэтому я и счетоводом поработала, и секретарём, и нянькой. Нас похоронка обошла стороной, все вернулись живые, но страшнее войны, я на своём долгом веку ничего не видела.

Замуж Мария вышла за соседского парня Петра. Его она с детства знала. Пётр уже на стеклозаводе каменщиком работал, когда девушка в 1950 году перебралась в Чагоду, и туда же устроилась на отломку.

Жили молодые сначала с подселением, потом купили полдома на Дачном, а в 1963 им выделили участок, где супруги построили дом. В нём Мария Петровна живёт до сих пор.

-В 1951 году родилась старшая дочь Надежда, которая живёт в родном посёлке, а в 1953 году дочь Татьяна, она после школы уехала в родственникам в Ригу. Был ещё сын, который умер в младенчестве, - поделилась старожил. - Хозяйство держали: корова долго была, куры, козы. А огород какой сажали, вся земля разработана была! Мы всё успевали. Работа тяжёлая была, я 36 лет отработала на одном месте на заводе - в резно-упаковочном отделении. Трудились на совесть, мне, с детства привыкшей к трудностям, было легко. Наград, грамот да удостоверений - целая куча за труд тяжкий имеется, всё храню.

Мужа Марии Петровны не стало в 2000 году.

-Я осталась в доме одна, но скучать некогда, всё занятия себе найду.

Чего сейчас молодёжи не жить? Все условия созданы! У нас и воды не было, ходили бельё на реку полоскать, от соседей носили! Сейчас и машины есть, которые даже посуду моют, не то, что бельё стирают!

Мне 93 года, а я ещё пожить хочу, хоть и здоровье иногда подводит, и аптечка в размерах всё увеличивается. Огород дети посадили. Я и грядку полью, и прополоть помогу. Фотографии часто смотрю. В детстве родители этим не часто баловали. Да и в юности тоже - одна, две есть всего. Баню затоплю сама, а Надежда дотапливает, за новостями слежу. Телевизор смотрю и газету читаю нашу районную. Глаза подводить стали, пользуюсь лупой, дома уборку делаю сама. Вот только машинка швейная поломалась не успела наволочку дошить, - сокрушается Мария Петровна. - Каждое утро у иконки прошу, чтобы болезни всех стороной обошли да мир наконец-то во всём мире был.

Жила всю жизнь мирно, ни с кем не ругалась, с родственниками до сих пор со всеми общаюсь: заходят, заезжают навестить. Жду, когда газ проведут, а то уж больно тяжко с дровами, не совладать уже одной стало. На мой день рождения все собираются вместе каждый год, - звать никого не надо, всё сами приготовят и привезут.

Я богатая: у меня ‒ две дочки, две внучки и внук, одна правнучка и праправнучка есть! Двигаюсь постоянно, на одном месте мне не усидеть, как в молодости, так и сейчас!

За свой век всякого было и плохого, и хорошего, но настрой только один - жить дальше и дольше!

 

Елена ПОРОЛО.
Фото автора.