СОВЕРШИЛИ ТРУДОВОЙ ПОДВИГ

Чагодощенцы внесли свой вклад в прорыв блокады Ленинграда

Завтра, 18 января, исполнится 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда.

6

Блокада Ленинграда – одна из самых трагичных и, в то же время, героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года).

Немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши.

Накануне блокады в городе не было достаточного количества продовольствия и топлива для длительной осады. Это привело к тотальному голоду и как следствие - к сотням тысяч смертей среди жителей.

Во время 872 дней блокады сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Город бесконечно подвергался активным обстрелам. Люди находились в тяжёлом физическом и моральном состоянии. Каждый, как мог, искал для себя пропитание, наблюдая за тем, как ежедневно от недоедания умирают десятки или сотни людей.

Снабжение города всецело зависело от привозных продуктов, которые позже удалось поставлять по знаменитой Дороге жизни.

Люди получали хлеб и другие продукты по карточкам, выстраиваясь в огромные очереди. Тем не менее, ленинградцы продолжали трудиться на заводах, а дети ходить в школу. Позднее, пережившие блокаду, очевидцы признавались, что выжить в основном смогли те, кто чем-то занимался. А те люди, которые хотели сэкономить силы, оставаясь дома, обычно умирали в своих домах.

 

ПРИФРОНТОВОЙ РАЙОН

С захватом немецкими войсками города Тихвина 8 ноября 1941 года наш Чагодощенский район стал прифронтовым.

Немецкая авиация совершала налёты и днём, и ночью. Фашистские стервятники бомбили и расстреливали из пулемётов не только воинские эшелоны, следовавшие через Чагоду и Огарёво, но и санитарные поезда, и машины с красными крестами, перевозившие раненых. Сбрасывали бомбы и на Чагоду.

Захватив г. Тихвин, немцы намеревались выйти к реке Свирь, чтобы здесь соединиться с финскими войсками в Карелии и замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда.

 

ПИЛЬНЕЦКИЙ АЭРОДРОМ

В срыве этих замыслов врага немалую роль сыграл наш мирный Пильнецкий аэродром, куда в октябре 1941 года была перебазирована из Ленинградской области группа бомбардировщиков 57-го авиационного бомбардировочного полка Балтийского флота. Аэродром стал военным. Большую помощь в расширении и благоустройстве аэродрома оказали жители п. Сазоново и близлежащих деревень. За очень короткое время поле было расширено, выровнено, в лесу сделаны ангары, землянки, склады. Всё это позволило боевым лётчикам быть там, где решалась судьба Ленинграда.

С этого аэродрома в октябре, ноябре и декабре 1941 года даже в самую неблагоприятную погоду в одиночку и группами поднимались бомбардировщики и штурмовики для нанесения ударов по фашистским войскам, двигавшимся по шоссейной и железной дороге Будогощь-Тихвин. За короткий осенний день лётчики успевали сделать по 3-4 боевых вылета.

Уничтожая вражеские эшелоны и разрушая железнодорожные пути, они задерживали подход свежих резервов к линии фронта. Бомбили крупные населённые пункты, где были большие сосредоточения живой силы и техники противника, в частности Будогощь, Чудово, Кириши и другие. Авиагруппа 57-го авиаполка помогла сухопутным войскам освободить 9 декабря 1941 года г. Тихвин и сорвать план окружения Ленинграда вторым кольцом.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОГИ

Большую работу проделали жители района по строительству автодороги, которая шла от Тихвина на Устюжну и далее на восток через Чагодощенский район. В 1941 году она приобрела стратегическое значение, поэтому на её строительство вышли по призыву райкома партии и райисполкома все от мала до велика. Рубили деревья, выстилали ими дорогу, возили гравий, засыпали растительный настил. Заготовляли и подвозили брёвна для строительства новых мостов через ручьи и речки, укрепляли старые мосты через реки Чагоду, Песь, Кобожу.

Благодаря самоотверженному труду населения в тяжёлое время боев за Тихвин и позднее эта дорога действовала беспрерывно. День и ночь по ней бесперебойно подвозилось с востока всё необходимое для фронта.

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВЕТКА

С этой же целью 18 ноября 1941 года началось строительство железнодорожной ветки от станции Чагода до станции Кабожа длиною 48,5 км. В ноябре 1941 года, когда враг рвался к Тихвину, Север- ная железная дорога задыхалась от нарастающего потока грузов и людей. Новая ветка должна была соединить две железные дороги - Северную и Октябрьскую, что помогало разгрузить Вологодский железнодорожный узел и открывало кратчайший путь из Москвы к Ленинградскому и Волховскому фронтам.

К строительству дороги широко привлекалось местное население смежных районов: Чагодощенского, Пестовского, Хвойнинского. Железнодорожная ветка Чагода-Кабожа была сдана в эксплуатацию.

В 1942 году по участку дороги Чагода-Кабожа пропускалось до 20 поездов в сутки. Но поскольку дорога строилась зимой, в течение лета 1942 года она была пройдена достроечным, а затем средним ремонтом.

 

ЭВАКОГОСПИТАЛЬ

В марте 1942 года в п. Чагода в здании старой школы разместился эвакогоспиталь №2715 Волховского фронта на 600 коек. Начальником госпиталя с марта 1942 по март 1945 года работал майор медицинской службы Леонид Клементьевич Шалавин. Ведущим хирургом был Прохор Гаврилович Тарлаков. В госпитале было четыре отделения: первое - офицерское - на 230 коек, второе - тяжелораненых - на 100 коек, третье - легкораненых - на 70 коек, четвёртое отделение – выздоравливающих. Многие тысячи раненых прошли через этот госпиталь. Благодаря умению врачей и заботливому отношению обслуживающего персонала абсолютное большинство воинов, более 70%, возвращалось в строй.

 

ПРИНИМАЛИ ЭВАКУИРОВАННЫХ

В 1941 году Чагодощенский район принимал уже в первые месяцы войны эвакуированных из Ленинграда, Новгородской области и из Карелии.

За первые шесть месяцев войны в нашем районе было размещено 2208 человек эвакуированных, в том числе в п. Чагода - 414 человек, в сельских советах: Пильнецком - 400, Покровско-Черенском - 307, Белокрестском - 250, Смердомском - 203, Низовском - 30, Мегринском - 178, Наумовском - 166, Анишинском - 113, Олисовском - 83, Жерновском - 30

Немало было и многодетных семей. Так, в Покровское в 1941 году прибыла семья Филипповых из Малой Вишеры Ленинградской области. У Марии Васильевны и Ивана Николаевича было восемь детей: трое школьников, пять дошкольников. Семье был предоставлен отдельный дом. Дети учились в школе, родители работали в колхозе.

В семье Ореховых было шестеро детей. Они прибыли из Мгинского района. Семья так и осталась жить в п. Сазоново.

Многодетные семьи Чугуновых (д. Избоищи), Матвеевых (п. Чагода) и другие благополучно пережили военное лихолетье. На 1 июля 1943 года в районе проживало эвакуированных 5810 человек.

Эвакуированным в 1943 году давали по карточкам 400 г хлеба на работающего в семье и 300 г - на иждивенца. Исполком райсовета ежемесячно пересматривал и утверждал нормы расхода муки и потребления хлеба. В феврале этого года нормы потребления хлеба были снижены с 600 до 500 г всем проживающим на селе, кроме учителей и специалистов в связи с недостатком хлебных ресурсов.

 

ИЗ ИСТОРИИ

12-30 января 1943 года была проведена операция «Искра».

Она стала переломным моментом в битве за Ленинград. Всё южное побережье Ладожского озера было очищено от противника, инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии. 18 января 1943 года стало Днём прорыва блокады.

27 января 1944 года ленинградцы праздновали снятие блокады. Вечером того дня состоялся салют из 324 орудий.

ЦИФРЫ

За время блокады в Ленинграде погибли 1 млн 93 тыс. человек, общий причинённый ущерб составил 35,3 трлн рублей.

 

По материалам из историко-
краеведческого альманаха
«Чагода», книги «Труженики тыла.
Чагодощенский район» подготовила
Ульяна ПЛОТНИКОВА.